Как сделать чуб


Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб



Первых «чубатыков» вживую я увидел в конце 1980-х, когда пробудилась волна национального возрождения (до этого казаков с оселедцами видел в советском детстве только в книжках и на УТ-1 во время фольклорных программ). В 1990 г., когда мы со всей Украины съехались на Запорожские земли на могилу Ивана Сирка, с чубами было много и молодых хлопцев, и убеленных сединой старцев. Постепенно мода на оселедцы стала расширять географию. Как-то в метро я встретил современного парня, с ноутбуком подмышкой, по модному одетого и в стилизованной рубашке-вышиванке, а на голове у него стильный оселедец! И такие примеры уже не редкость, а данность. Прически оселедцы можно смело называть украинским брендом.

С первых дней Евромайдана, в здании мэрии, где разместились протестующие, даже открылась парикмахерская, где выбривают тризубы и оселедцы на головах. В помещении Киевской госадминистрации работают два парикмахера. Они выбривают всем желающим украинские модные прически.

Кроме тризубов, мастера могут выбрить традиционный украинский “оселедец”, или в кратчайший срок сделать стрижку “под горшочек”. Стильная услуга пользуется “шаленым попитом” у протестующих.

Но, не только революционный дух вывел моду на оселедцы на новые рубежи. Украинские парикмахеры намерены продвигать во всем мире национальные прически. Вице-президент Союза парикмахеров Украины Людмила Абрамова еще три года назад сообщила газете , что в последние годы среди женщин и девушек все более популярной становится плетеная коса, независимо от формы укладки и цвета волос. «На всех конкурсах и в повседневной работе, сказала она, мы пропагандируем косы в современном виде.

Украинский «оселедец» — как креативная прическа — тоже постепенно входит в моду среди молодых мужчин».

Современный оселедец — это не обязательно чуб с высоко выбритыми висками. Так, во время отборочного тура чемпионата по парикмахерскому искусству «Молодые таланты Украины», который проходил в Днепропетровске, мастера предлагали самые различные варианты мужских стрижек в номинации «ОSеледець international». Многие участники конкурса и члены жюри, рассказала Л.Абрамова, обратили внимание на очень интересную стрижку, при которой на затылке оставляют свободную прядь волос. «Если Всемирная организация парикмахеров увидит в этом нечто новое, то мы попадем на конкурсы с новым названием стрижки — «оселедец», — подчеркивает Абрамова. — Ведь, по большому счету, оселедец, так же, как и коса — это способ продвижения нашей национальной идеи в мировом парикмахерском искусстве».

На футбольном чемпионате Евро-2012 украинские парикмахеры также пропагандировали оселедцы среди болельщиков. И похоже, эта идея не только прижилась в Украине, но старинная казацкая причёска получила второе рождение. Оселедец Киевской Руси и Запорожской Сечи сегодня уже стал трендом среди молодежи.
Сегодня казацкими чубами никого не удивишь, они разных форм и модификаций. Видел «хохлатых» ребят в Донецке, Сичеславе (временно Днепропетровск), во Львове и Житомире, Одессе и Харькове, и даже в Крыму! Олимпийский чемпион по боксу Александр Усик из Симферополя своей визитной карточкой сделал оселедец. Кстати, серебряный призер Олимпиады в Лондоне еще один украинский боксер Денис Беринчик тоже выступал с оселедцем. Можно смело говорить о некоей оселедцемании, покорившей Украину.


Википедия трактует чуб (Чупрун, Чуприна), как прядь волос, вихор, хохол. Этот термин может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей (такой, как айдар у скифов, сарматов, казаков).
Бытует мнение, что чуб первоначально являлся ирокезом, который носили войны на территории Украины. Со временем ирокез превращался в прядь в следствии старения и утраты волос. Продолговатая форма ирокеза заметна на многих картинах. В фильме "Пропала грамота" также хорошо прослеживается ирокез на головах главных героев.

Украинские чубы очень хорошо описаны в книге Яворницького Д. І. Історія запорозьких козаків. — К.: Наукова думка, 1990. — Т.1

Оселедец носил и легендарный киевский князь Святослав. Свято¬слав был первым из династии Рюриковичей, кто называл себя не на варяжский, а на славянский манер. Норманы к его рождению уже прилично ославянились и пустили руськие корни на Руси.

В Киевской Руси чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего руського полководца Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".

3_03

Встреча руського князя с императором Византии, как описал ее очевидец

У Святослава был брат — Глеб. В отличие от Святослава, Глеб, как и княгиня Ольга, уже был христианином. Его также изображали с чубом:

5_03

Многие исследователи говорят об арийских корнях украинских оселедцев.

Владимир Супруненко на сайте пишет:

«Трезубец – один из государственных символов Украины, ее герб. Знак этот очень древний, официальное происхождение его ведется от Рюриковичей и князя Владимира, а корни уходят в доисторические времена. Путешествуя по Индии, я обратил внимание на то, как похожи изображения «тришула» – атрибута бога Шивы – и украинского трезубца. Впрочем, стоит ли удивляться, ведь происходят эти изображения из общих арийских источников. И это не единственное совпадение. Вы только посмотрите на прически индусов, готовящихся к священному омовению в водах Ганга. Ничего не напоминает?

Зачем индусу чуб-«оселедец»?

…В одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Это не касается священного Ганга, смывающего все грехи и дарующего благодать телу и душе. В Ганге можно совершать омовения бесконечно. Весь город расположен на западном берегу Ганга – кстати, на трех холмах, которые олицетворяют три острия трезубца Шивы. На его набережной, вовсю кипит жизнь. И связана она, прежде всего, с рекой. Перед тем, как совершить омовение, нужно привести в порядок голову. То, что внутри нее, и то, что на ней растет. Работы цирюльникам хватает. Моя походная щетина сразу привлекла их внимание, однако я стойко отказывался от услуг брадобреев, лишь наблюдая за тем, как перед ними склонял головы и млад, и стар.

Тело перед ритуальным омовением должно быть тщательно обрито. Наиболее рьяные ревнители обычая сбривают все, вплоть до бровей и ресниц. Однако многие мужчины, обрив наголо макушку, все же оставляют на ней пучок волос. Я присмотрелся к одному худощавому скуластому индусу, который после бритья сидел на ступенях и смотрел на реку, и вдруг увидел… кошевого Ивана Сирко. В другом мускулистом полнотелом паломнике с задиристо торчащим хохолком на голове угадывался… казак из свиты Тараса Бульбы.

Я, естественно, не мог не поинтересоваться его названием: у индийцев (на хинди) – это «чутия», у непальцев – «тупи». Именно за эту характерную прическу украинцев называют «хохлами», как же тогда называть жителей Индостана, украшающих головы хохолками? У индийцев они, правда, по сравнению с казацкими оселедцами, которые можно было закручивать за ухо, коротки и жидковаты. Но вполне возможно, что у древних ариев чуприны были подлиннее. Ведь именно они могли быть родоначальниками этой прически, которую впоследствии переняли многие кочевые народы. Как известно, касты появились в Индии после прихода туда ариев. Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, ремесленники) и шудры (крестьяне) отличались не только родом занятий, образом жизни, но и обликом. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос на затылке. Возможно, поэтому их называли шикханди – чубатыми (от слова «шикханда» – чуб). «Шикха» в центре головы считалась символом превосходства и чистоты. Она обозначала «дваждырожденных» (для воина, который часто встречался со смертью, очень важна была именно эта символика).

«Чубатый идет, беду за собой ведет» – так нередко высказывались о казаках враги. Что ж, развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля. В Бенгалии я встречал памятники индийским вождям и воинам-героям. Многие из них были удивительно похожи на украинских казацких предводителей. «Чубатые» арии когда-то пришли к берегам Ганга со степного севера. Они не только «привели» с собой беду, не только были завоевателями. Многие арийские традиции и обычаи стали частью мировых культур, а некоторые по-прежнему живы на берегах Ганга и Днепра».


Оселедец вызывает приступ злобы украинофобов - евразийских имперцев. Редкий тролль блогосферы пропустит тему казацкого чуба мимо себя. Вбросы в основном такие: мол, чубы – это тюркское наследие. В качестве ответа поделюсь с постом Лайвжурнала:

Позичив звідси at


И снова о вечнозеленой теме оселедцев - не столько для клинических оселедцеборцев (этим ничто не поможет, кроме регулярных доз галоперидола, освежающих душей и рубашек оригинального покроя, застегивающихся на спине), сколько для того, чтоб не позволить им засирать мозги тем, кто не в теме.

Пленный хетт, представитель арийского народа из Малой Азии (примерно там, где сейчас Турция). Про хеттов можно говорить долго и интересно - все же это не только народ, впервые массово начавший применять железо, но и создавший "конституцию" и двухпалатный парламент (!!!) в те годы, когда кругом безмолвные подданные лизали сандалии очередного "Сына Солнца", "Столпа Небес", а "закон"  сводился к прейскуранту - сколько и каких частей тела надобно оттяпать у подданного за ту или иную провинность.
Но нам сейчас интересно иное. Конечно, в век халявного интернета и сильно облегченного образования, иные полиграф полиграфычи из подмосковных ПТУ, тыча в клаву заскорузлыми от пивасика и семак пальцами, дотрынделись до "тюркского племени хеттов". Но если б они не поленились заглянуть хотя бы в википедию, то узнали бы, что хеттов от первого упоминания о тюрках отделяет более двух тысяч лет.
Рогдай Росомаха, большой знаток хеттской темы, обнаружил еще два изображения хеттов с оселедцами
  
(рисунки являются ссылками на комментирующие их посты Рогдая).

Арийцы-хетты пришли в Малую Азию с Балкан, где остались их сородичи-фракийцы
Вот как их описывает Гомер в Илиаде (песнь IV)

До "тюрок" полторы тысячи лет...
Ну и, наконец, прославленные чубы-шикханду индоариев. Очередной сетевой "знаток" и "исследователь", помнится, плакался, что  читать про них читал, да все никак не увидит
Увидите бедняжку - покажите ему это фото

Наши дни. Северная Индия, Каши (Бенарес). Представитель касты браминов. Фото  
Объяснять, что в Индии никаких "тюрок" в заметном без микроскопа количестве, сроду не бывало, надо? а что обычаи высших каст, мягко говоря, консервативны, и заимствованиям от "нечистых" чужеземцев не подвержены, надо растолковывать?
И да, кстати. Первое упоминание о похожих на оселедцы прическах у тюркских племен появляется веку к 14-му, среди восточноевропейских половцев-кыпчаков, исконной прической которых были косы, как можно судить по многочисленным каменным "бабам". Где-то через век после того, как у половецкой знати замелькали имена вроде Судимир, Ярун, Глеб, Роман, Данила, Юрий. Скорее всего, и происхождение новой прически было то же, что и у этих имен.
И, соответственно, первые "тюркские" оселедцы младше хеттских даже не на два, а на три тысячелетия.

Почему запорожские казаки носили длинные чубы?

Чуб казака Запорожской Сечи, или оселедец – это не просто прическа и элемент казацкого образа, это еще и статусный атрибут, и целая легенда, пишет . Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.

Вспоминая шедевр отечественной мультипликации - серию мультфильмов про казаков, как не вспомнить героя Око – самого маленького, но при этом самого воинственного из троицы, лучше всех владеющего элементами боя и постоянно таскающего с собой, помимо обычного оружия, еще и небольшую мортиру. Судя по всему, он - самый старший и опытный. Столь большой и длинный оселедец на выбритом черепе говорит о том, что он участвовал в большом количестве битв. По некоторым версиям, первоначально в Сечи оселедец могли носить только те казаки, которые в бою устояли против 50 противников - особые бойцы, владеющие древним боевым искусством (что-то вроде казацкого кунг-фу).

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина — современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня, пишет .

Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», — шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!».

Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него — толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…

Гладко бритая голова и длинный чуб-оселедец были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Дело тут в очень древних традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Чуб был для казака и своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне».

101695878_1

Оселедец был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

[]Если Вы этого не сделали, то:

Добавить блог в друзья:

Щелкните лайк в Фейсбук:

Твиттер:

Посетите:

Узнайте, что скоро будет с Россией :



Источник: http://oleg-leusenko.livejournal.com/1132911.html


Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Как сделать чуб

Читать далее: